воскресенье, 12 мая 2013 г.

Новости ликвидации



Ликвидация по доверенности
Актуальное нововведение закреплено в абзаце 1 части первой п.7 Положения о ликвидации, в соответствии с которым право представлять документы в регистрирующий орган о начале процедуры ликвидации по решению собственника имущества (учредителя, участников) юридического лица может быть у лица, действующего по доверенности (поверенного) от имени председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора).
Аналогичное нововведение закрепляется и в отношении процедуры прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, в результате чего представлять документы в регистрирующий орган также сможет поверенный (часть вторая п.7 Положения о ликвидации). Указанные нововведения решают давно наболевшую проблему, и их можно оценить как положительные.
Скорректированы термины: запрещено не значит недопустимо. Установлен срок исковой давности привлечения к субсидиарной ответственности
Осуществление операций по счетам юридического лица (индивидуального предпринимателя), совершение им сделок, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещаются (п.10 Положения о ликвидации). В действующей редакции указанного пункта Положения о ликвидации вместо «запрещается» указано «недопустимо».
С точки зрения автора, указанная замена терминов произошла неслучайно и ее можно увязать с нововведением, закрепленным в части первой п.25 Положения о ликвидации, согласно которому собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушения требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которых юридическое лицо было исключено из ЕГР без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов. В результате видно, к каким последствиям могут привести в т.ч. и запрещенные операции по счетам ликвидируемых юридических лиц.
Установлен также срок исковой давности для привлечения указанных лиц к ответственности. Так, согласно части первой п.25 Положения о ликвидации кредитор (кредиторы), органы Комитета государственного контроля РБ, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции в указанном случае вправе предъявить в хозяйственный суд иски о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя, участника), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в течение 3 лет со дня исключения юридического лица из ЕГР.
При вступлении в силу данных норм Декрета № 2, полагаем, должна повыситься дисциплинированность лиц, осуществляющих, прежде всего, руководство ликвидацией субъектов хозяйствования, ввиду появившегося риска быть привлеченным к субсидиарной ответственности. В очередной раз прослеживается попытка улучшить ситуацию с защитой прав кредиторов ликвидируемых юридических лиц.
Уточнены нормы, касающиеся защиты прав кредиторов
Декретом № 2 введены некоторые уточнения относительно проведения работы с кредиторами при формировании реестра требований кредиторов в процессе ликвидации. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) устанавливает размер требований кредиторов первой и второй очередей на основании данных бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемого субъекта хозяйствования, а также иных документов, подтверждающих наличие задолженности перед указанными кредиторами (часть вторая п.11 Положения о ликвидации). По результатам вносятся необходимые записи в реестр требований кредиторов с соответствующим уведомлением кредиторов первой и второй очередей.
Напомним, что в соответствии с частью первой п.11 Положения о ликвидации требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
• в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо (прекращающий деятельность индивидуальный предприниматель) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
• во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам;
• в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества;
• в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Таким образом, к первым двум очередям относятся самые незащищенные категории кредиторов. Однако вводимое уточнение по работе с кредиторской задолженностью по первым двум очередям нельзя назвать революционным, поскольку фактически вводимая норма легализует тот порядок, который применяется в настоящее время на практике, хотя соблюдается не всегда и не всеми.
Обращает на себя внимание другое. Указанная норма фактически дает право ликвидационной комиссии (ликвидатору) не уведомлять кредиторов третьей и четвертой очередей о включении их требований в реестр кредиторов, а точнее, не обязывает их это делать, что не может не настораживать, поскольку в данном случае на практике ликвидаторы могут действовать по следующему принципу: что делать необязательно, можно не делать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий