Ликвидация
по доверенности
Актуальное нововведение закреплено в абзаце 1 части первой п.7 Положения
о ликвидации, в соответствии с которым право представлять документы в
регистрирующий орган о начале процедуры ликвидации по решению собственника
имущества (учредителя, участников) юридического лица может быть у лица,
действующего по доверенности (поверенного) от имени председателя ликвидационной
комиссии (ликвидатора).
Аналогичное нововведение закрепляется и в отношении
процедуры прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, в
результате чего представлять документы в регистрирующий орган также сможет
поверенный (часть вторая п.7 Положения о ликвидации).
Указанные нововведения решают давно наболевшую проблему, и их можно оценить как
положительные.
Скорректированы
термины: запрещено не значит недопустимо. Установлен срок исковой давности
привлечения к субсидиарной ответственности
Осуществление операций по счетам юридического лица
(индивидуального предпринимателя), совершение им сделок, не связанных с
ликвидацией (прекращением деятельности), запрещаются (п.10 Положения о ликвидации). В действующей
редакции указанного пункта Положения о ликвидации вместо «запрещается» указано
«недопустимо».
С точки зрения автора, указанная замена терминов
произошла неслучайно и ее можно увязать с нововведением, закрепленным в части первой п.25 Положения о ликвидации,
согласно которому собственник имущества (учредители, участники), председатель
ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушения требований
законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в
результате которых юридическое лицо было исключено из ЕГР без применения
процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут
субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического
лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов. В результате видно, к
каким последствиям могут привести в т.ч. и запрещенные операции по счетам
ликвидируемых юридических лиц.
Установлен также срок исковой давности для привлечения
указанных лиц к ответственности. Так, согласно части первой п.25 Положения о
ликвидации кредитор (кредиторы), органы Комитета государственного
контроля РБ, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности,
налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции в указанном
случае вправе предъявить в хозяйственный суд иски о привлечении к субсидиарной
ответственности собственника имущества (учредителя, участника), председателя
ликвидационной комиссии (ликвидатора) в течение 3 лет со дня
исключения юридического лица из ЕГР.
При вступлении в силу данных норм Декрета № 2, полагаем, должна повыситься
дисциплинированность лиц, осуществляющих, прежде всего, руководство ликвидацией
субъектов хозяйствования, ввиду появившегося риска быть привлеченным к
субсидиарной ответственности. В очередной раз прослеживается попытка улучшить
ситуацию с защитой прав кредиторов ликвидируемых юридических лиц.
Уточнены
нормы, касающиеся защиты прав кредиторов
Декретом № 2 введены некоторые уточнения
относительно проведения работы с кредиторами при формировании реестра
требований кредиторов в процессе ликвидации. Ликвидационная комиссия
(ликвидатор) устанавливает размер требований кредиторов первой и второй
очередей на основании данных бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемого
субъекта хозяйствования, а также иных документов, подтверждающих наличие
задолженности перед указанными кредиторами (часть вторая п.11 Положения о ликвидации). По
результатам вносятся необходимые записи в реестр требований кредиторов с
соответствующим уведомлением кредиторов первой и второй очередей.
Напомним, что в соответствии с частью первой п.11 Положения о ликвидации
требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
• в первую очередь удовлетворяются требования граждан,
перед которыми ликвидируемое юридическое лицо (прекращающий деятельность
индивидуальный предприниматель) несет ответственность за причинение вреда жизни
или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
• во вторую очередь производятся расчеты по выплате
выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих
по трудовым и гражданско-правовым договорам;
• в третью очередь погашается задолженность по
платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также удовлетворяются
требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого
юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя),
за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества;
• в четвертую очередь производятся расчеты с другими
кредиторами.
Таким образом, к первым двум очередям относятся самые
незащищенные категории кредиторов. Однако вводимое уточнение по работе с
кредиторской задолженностью по первым двум очередям нельзя назвать
революционным, поскольку фактически вводимая норма легализует тот порядок, который
применяется в настоящее время на практике, хотя соблюдается не всегда и не
всеми.
Обращает на себя внимание другое. Указанная норма
фактически дает право ликвидационной комиссии (ликвидатору) не уведомлять
кредиторов третьей и четвертой очередей о включении их требований в реестр
кредиторов, а точнее, не обязывает их это делать, что не может не
настораживать, поскольку в данном случае на практике ликвидаторы могут
действовать по следующему принципу: что делать необязательно, можно не делать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий